На территории Якутии расположено около миллиона озер. Недаром говорят, что почти на каждого жителя республики приходится по отдельному озеру. Однако из всего числа водоемов, выделяют только легендарное озеро Лабынкыр. Согласно легенде, которая передается десятилетиями, здесь обитает некое огромное животное, более известное как “Лабынкырский черт”. 

По словам местных, единственным жителем на берегах озера надолго стал некий Алямс. Он был местным блаженным, этот полусумасшедший ссыльный, отбывший свой срок и не пожелавший возвращаться “на материк”. Алямс ловил рыбу, менял ее у редких вертолетчиков на продукты и водку, а потом во хмелю рассказывал истории, от которых даже у бывалых отвисали челюсти.

По его словам, “черт” едва ли не каждое полнолуние пожирал дань, которую он ему подносил. Единственный раз Алямса оторвали от озера в 1993 году, когда он серьёзно заболел, и заезжие рыбаки отвезли его в больницу. Придя в себя, Алямс кричал, что его нельзя было увозить от Лабынкыра, что-теперь-то он точно помрет. Он и умер — едва его после настоятельных просьб вернули на берег.Исследования

Поиски чудовища в озере начались после авторитетных свидетельств начальника геологической партии Восточно-Сибирского филиала Академии наук СССР Виктора Твердохлебова и геолога Бориса Башкатова, которые в своих дневниках 30 июля 1953 года при наблюдениях с плато Сордоннох оставили следующую запись:

“…Предмет плыл, и довольно близко. Это было что-то живое, какое-то животное. Оно двигалось по дуге: сначала вдоль озера, потом прямо к нам. По мере того, как оно приближалось, странное оцепенение, от которого холодеет внутри, охватывало нас. Над водой чуть-чуть возвышалась темно-серая туша, отчетливо выделялись два симметричных светлых пятна, похожих на глаза животного, а из тела торчало что-то вроде палки… Мы видели лишь небольшую часть животного, но под водой угадывалось огромное массивное тело. Чудовище двигается тяжелым броском: несколько приподнявшись из воды, оно бросалось вперед, а затем полностью погружалось в воду. При этом от его головы шли волны, рождавшиеся под водой.”Хлопает пастью, ловит рыбу”, — мелькнула догадка”.